О курсе
Дисциплина призвана формировать у студентов способность понимать, анализировать и исследовать рудообразующие процессы в земной коре и на поверхности Земного шара. Она нацелена на подготовку студентов к решению производственных и научно-исследовательских задач, возникающих при прогнозировании, поисках, геолого-экономической оценке (разведке) месторождений полезных ископаемых.
Основной целью курса является изучение процессов рудообразования как химических, физико-химических, отчасти физических процессов, знание основных законов, которые являются обязательными для успешного освоения дисциплины. Полезные ископаемые образуются в различных структурах земной коры, среди разнообразных магматических, метаморфических, осадочных, в том числе стратифицированных пород, и в связи с ними посредством концентрирования химических элементов на земной поверхности, в морях, океанах и в земных недрах с затратами внутренней энергии планеты и энергии, поступающей на нее из космического пространства, главным образом, солнечной. В связи с этим, чтобы понимать, как законы природы реализуются в масштабах планеты, в чем заключаются причинно-следственные связи рудообразования с более масштабными обусловливающими его геологическими процессами, необходимо познавать сущность последних, в том числе условия зарождения и функционирования рудообразующих систем.
Дисциплина призвана формировать у студентов способность понимать, анализировать и исследовать рудообразующие процессы в земной коре и на поверхности Земного шара. Она нацелена на подготовку студентов к решению производственных и научно-исследовательских задач, возникающих при прогнозировании, поисках, геолого-экономической оценке (разведке) месторождений полезных ископаемых.
Результаты обучения
В результате освоения дисциплины студент должен знать: принципы классифицирования рудообразующих процессов (месторождений полезных ископаемых); основополагающую классификацию месторождений полезных ископаемых В.А. Обручева (1935 г.), которой следуют авторы всех отечественных классификаций; классификацию В.И. Старостина, П.А. Игнатова (2004 г.) и, разработанную в ТПУ, классификацию рудообразующих процессов (Кучеренко, 1999 г.); геологические и физико-химические условия образования магматических, пегматитовых, гидротермальных, кор выветривания, осадочных, полигенных месторождений; геологическое строение, условия залегания и образования типовых месторождений важнейших видов полезных ископаемых; текстуры руд и формы рудных тел. |
В результате освоения дисциплины студент должен уметь: анализировать и оценивать генезис месторождений по совокупности геологических материалов, данных о составе, строении, условиях залегания руд; определять положение конкретных изучаемых месторождений полезных ископаемых в генетической классификации рудообразующих процессов. |
В результате освоения дисциплины студент должен владеть: способами анализа и обобщения фондовых и опубликованных геологических материалов по геологическому строению и условиям образования месторождений полезных ископаемых; приемами разработки геолого-генетических моделей месторождений полезных ископаемых; навыками составления заключения о возможном происхождении месторождений по фрагментарным данным (схемам геологического строения, образцам руды и вмещающих пород и т.п.); приемами составления геолого-генетического описания месторождений полезных ископаемых; опытом работы по рациональному отбору образцов горных пород и руд и визуального изучения их вещественного состава и строения. |
Образовательная программа (ООП/ДОП)
Направления подготовки специалистов:
21.05.02 Прикладная геология
Программа курса:
Курс состоит из 4 модулей (разделов):1. Первый модуль включает в себя основные понятия дисциплины, описывает форму рудных тел и текстурно-структурные особенности руд.
2. Второй модуль посвящен генетической классификации месторождений и раскрывает связь месторождений с элементами Земной коры и условиями их формирования.
3. Третий модуль включает эндогенную группу месторождений.4. Четвертый модуль рассматривает месторождения, формирующиеся в приповерхностых и экзогенных условиях.
Длительность курса, количественные характеристики, форма аттестации
Продолжительность курса – 19 недель
Трудоемкость освоения курса – 6 зачетных единиц
214(+2) часов работы обучающегося на освоение курса
Форма контроля – экзамен
Авторы курса
Якич Тамара Юрьевна, к.г.-м.н., доцент, http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/c/CHERKASOVATU
Copyright © 2020.
Томский политехнический университет. Все права защищены
Tomsk Polytechnic University, All rights reserved.