Размер шрифта
Цвет сайта
Перейти к основному содержанию

Исследовательский проект. Часть 8 (профиль Промышленная разработка программного обеспечения) / ДО 2019 (09.03.04)

О курсе

Исследовательский проект направлен на ознакомление студентов с теорией и практикой решения актуальных практических и теоретических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое, научно-образовательное значение. Характерными особенностями исследовательского проекта являются новизна и актуальность поставленной цели, сложность решаемых задач.

Структура и содержание исследовательского проекта очень многогранны. Очень схематично и приближенно  исследовательский проект включает три этапа.

Программа дисциплины "Исследовательский проект"

Этап 1. Формулировка и обоснование научной темы, проведение предварительных теоретических исследований, оценка затрат на исследовательские работы,  оценка предполагаемой эффективности. 

Конкретизация содержания исследовательского проекта, соответствующего первому этапу, включает:

  • Описание фундаментальной научной области, ее достижений и открытий, используемых для решений прикладных задач.
  • Обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановку научных целей.
  • Описание конкретных прикладных задач, которые должны быть решены.
  • Определение ожидаемых научных результатов и области их использования.
  • Обзор достигнутых к настоящему времени результатов (научного задела), имеющихся в данной области.
  • Сравнение ожидаемых результатов с достигнутым мировым уровнем.
  • Выбор методики проведения исследований.
  • Составление планов исследований.
  • Выбор необходимого оборудования, инструментов и материалов.
  • Определение целесообразности приобретения патентов и лицензий.
  • Составление сметы затрат.
  • Оценку предполагаемого экономического эффекта.
  • Приложения (например, списки научных публикаций по данной теме, научно-технических отчетов, аннотации литературных источников).

Эту часть исследовательского проекта обычно называют технико-экономическим обоснованием (ТЭО), которое должно быть утверждено руководством организации и вышестоящими органами.

Этап 2. Подготовительные работы.

Конкретизация содержания исследовательского проекта, соответствующего второму этапу, включает:

  • Разработку методических указаний на проведение исследований.
  • Уточнение цели и задачи исследования.
  • Уточнение и детализация плана исследовательского проекта.
  • Решение вопросов материально-технического обеспечения.
  • Решение вопросов стандартизации и метрологии.

Этап 3. Выполнение запланированных исследований.

Конкретизация содержания исследовательского проекта, соответствующего третьему этапу, включает:

  • Анализ полученных результатов (в результате анализа подтверждаются или опровергаются гипотезы, уточняются теоретические модели).
  • Формулирование научно-технических и производственных выводов.
  • Формирование научно-технического отчета.

В рамках образовательной программы 09.03.04 Программная инженерия ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ направлен на ознакомление студентов с теорией и практикой решения научно-образовательных задач, а именно: с теорией и практикой проведения научно-исследовательской работы. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ является неотъемлемой составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих навыками самостоятельной исследовательской работы. и ставит своей задачей вовлечение всех без исключения студентов в научные исследования.

Целями курса ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ  являются:

− углубление теоретических знаний по специальности;
− овладение современными методами научного исследования;
− развитие практических навыков самостоятельного поиска научно-технической информации, ведения теоретической и экспериментальной работы;
− приобретение умения анализировать результаты исследования и формулировать выводы и рекомендации;
− подготовка к формированию выпускной квалификационной работы (ВКР).

Курс является одним из базовых для формирования составляющих результатов освоения основной образовательной программы (ООП). Комплексное представление формируемых у студентов компетенций (ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ и ВЛАДЕНИЯ навыками) в результате изучения курса представлено в Рабочей программе. 

Результаты обучения

Результаты обучения:

РД1 Знать методы математического моделирования процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований. Уметь осуществлять поиск научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования. 
РД2 Уметь разрабатывать программное обеспечение, проводить эксперименты по заданной методике и анализ результатов.
РД3 Уметь проводить измерения и наблюдения, составлять описание проводимых исследований, подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций. 
РД4 Уметь составлять отчет по выполненному заданию.

Программа курса

Этап 1. Выбор тематики исследовательской работы и исследование актуальности выбранного направления исследований.
Этап 2. Разработка плана работ по исследованию выбранного предмета.
Этап 3. Частичная реализация соответствующего программного комплекса.
Этап 4. Формирование комплексного итогового отчёта по результатам исследований в семестре и его защита научным докладом. 

Длительность курса, количественные характеристики, форма аттестации

Продолжительность курса – 16 недель
Трудоемкость освоения курса – 72 часа.
Трудоемкость курса – 2 кредита
Форма контроля  зачёт

Автор курса

Чердынцев Евгений Сергеевич, к.т.н., доцент ОИТ ИШИТР

Copyright © 2023

Томский политехнический университет. Все права защищены
Tomsk Polytechnic University, All rights reserved.