Исследовательский проект. Часть 8 (профиль Промышленная разработка программного обеспечения) / ДО 2019 (09.03.04)
О курсе
Структура и содержание исследовательского проекта очень многогранны. Очень схематично и приближенно исследовательский проект включает три этапа.
Программа дисциплины "Исследовательский проект"
Этап 1. Формулировка и обоснование научной темы, проведение предварительных теоретических исследований, оценка затрат на исследовательские работы, оценка предполагаемой эффективности.
Конкретизация содержания исследовательского проекта, соответствующего первому этапу, включает:
- Описание фундаментальной научной области, ее достижений и открытий, используемых для решений прикладных задач.
- Обоснование актуальности выбранной темы.
- Постановку научных целей.
- Описание конкретных прикладных задач, которые должны быть решены.
- Определение ожидаемых научных результатов и области их использования.
- Обзор достигнутых к настоящему времени результатов (научного задела), имеющихся в данной области.
- Сравнение ожидаемых результатов с достигнутым мировым уровнем.
- Выбор методики проведения исследований.
- Составление планов исследований.
- Выбор необходимого оборудования, инструментов и материалов.
- Определение целесообразности приобретения патентов и лицензий.
- Составление сметы затрат.
- Оценку предполагаемого экономического эффекта.
- Приложения (например, списки научных публикаций по данной теме, научно-технических отчетов, аннотации литературных источников).
Эту часть исследовательского проекта обычно называют технико-экономическим обоснованием (ТЭО), которое должно быть утверждено руководством организации и вышестоящими органами.
Этап 2. Подготовительные работы.
Конкретизация содержания исследовательского проекта, соответствующего второму этапу, включает:
- Разработку методических указаний на проведение исследований.
- Уточнение цели и задачи исследования.
- Уточнение и детализация плана исследовательского проекта.
- Решение вопросов материально-технического обеспечения.
- Решение вопросов стандартизации и метрологии.
Этап 3. Выполнение запланированных исследований.
Конкретизация содержания исследовательского проекта, соответствующего третьему этапу, включает:
- Анализ полученных результатов (в результате анализа подтверждаются или опровергаются гипотезы, уточняются теоретические модели).
- Формулирование научно-технических и производственных выводов.
- Формирование научно-технического отчета.
В рамках образовательной программы 09.03.04 Программная инженерия ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ направлен на ознакомление студентов с теорией и практикой решения научно-образовательных задач, а именно: с теорией и практикой проведения научно-исследовательской работы. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ является неотъемлемой составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих навыками самостоятельной исследовательской работы. и ставит своей задачей вовлечение всех без исключения студентов в научные исследования.
Целями курса ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ являются:
− углубление теоретических знаний по специальности;
− овладение современными методами научного исследования;
− развитие практических навыков самостоятельного поиска научно-технической информации, ведения теоретической и экспериментальной работы;
− приобретение умения анализировать результаты исследования и формулировать выводы и рекомендации;
− подготовка к формированию выпускной квалификационной работы (ВКР).
Курс является одним из базовых для формирования составляющих результатов освоения основной образовательной программы (ООП). Комплексное представление формируемых у студентов компетенций (ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ и ВЛАДЕНИЯ навыками) в результате изучения курса представлено в Рабочей программе.
Результаты обучения
Результаты обучения:
РД1 Знать методы математического моделирования процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований. Уметь осуществлять поиск научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования.
РД2 Уметь разрабатывать программное обеспечение, проводить эксперименты по заданной методике и анализ результатов.
РД3 Уметь проводить измерения и наблюдения, составлять описание проводимых исследований, подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций.
РД4 Уметь составлять отчет по выполненному заданию.
Программа курса
Этап 1. Выбор тематики исследовательской работы и исследование актуальности выбранного направления исследований.
Этап 2. Разработка плана работ по исследованию выбранного предмета.
Этап 3. Частичная реализация соответствующего программного комплекса.
Этап 4. Формирование комплексного итогового отчёта по результатам исследований в семестре и его защита научным докладом.
Длительность курса, количественные характеристики, форма аттестации
Продолжительность курса – 16 недель
Трудоемкость освоения курса – 72 часа.
Трудоемкость курса – 2 кредита
Форма контроля – зачёт
Автор курса
Copyright © 2023
Томский политехнический университет. Все права защищены
Tomsk Polytechnic University, All rights reserved.
- Учитель: Чердынцев Евгений Сергеевич