РКИ: научный стиль для аспирантов (первый семестр)

О курсе

Основной целью курса является формирование устойчивых навыков самостоятельного использования всех ресурсов научного стиля русского языка для написания текста диссертационного исследования.
Курс предназначен для иностранных аспирантов первого года обучения (1-й семестр), обучавшихся на предыдущем уровне образования на русском языке.
В курсе рассматриваются все грамматические особенности научно-технического текста и лексико-грамматические способы выражения логико-смысловых отношений. Особое внимание уделяется порядку частей предложения в различных типах конструкций.

Результаты обучения

1. Грамматически верно строить предложения различных типов с использованием частей речи, характерных для научного стиля
– выбирать соответствующие типы предложений для обозначения субъекта действия в научном тексте;
– правильно использовать существительные, характерные для научного текста;
– выбирать формы глаголов, характерные для научного текста;
– правильно строить пассивные конструкции несовершенного и совершенного вида;
– уместно и грамматически верно использовать причастия и причастные обороты;
– правильно строить предложения с придаточными определительными;
– уместно и грамматически верно использовать деепричастия и деепричастные обороты;
– правильно использовать прилагательные и наречия, характерные для научной речи.
2. Владеть разными лексико-грамматическими способами выражения логико-смысловых отношений в предложении, характерными для научного стиля
– правильно использовать лексические и грамматические средства выражения временных отношений, характерные для научной речи;
– сообщать о цели действия и назначении объекта;
– грамматически верно указывать на необходимость и возможность действия;
– описывать причинно-следственную взаимосвязь явлений с помощью предлогов, союзов, конструкций научного стиля;
– формулировать условия процесса, правильно строить предложения с союзом «если» и предлогом «при» в различных значениях, характерных для научного текста;
– обозначать уступительные отношения;
– сопоставлять объекты и процессы разнообразными средствами русского языка;
– правильно строить предложения с изъяснительными придаточными.
Компетенции, формируемые в курсе, помогут аспирантам самостоятельно строить письменные научные высказывания по тематике своего научного исследования для выражения основных логико-смысловых отношений, характерных для научно-технического текста, используя типичные грамматические конструкции.

Образовательная программа (ООП/ДОП)

Все направления подготовки аспирантуры.

Программа курса

Раздел 1. Грамматика научного текста
1. Структура предложения в русском языке. Субъект действия в научном тексте. Типы предложений в научном тексте.
2. Существительное в научном тексте.
3. Глагол в научном тексте.
4. Пассивные конструкции.
5. Причастие в научном тексте.
6. Предложения с придаточными определительными.
7. Деепричастие в научном тексте.
8. Прилагательное в научном тексте.
9. Наречие в научном тексте.

Раздел 2. Способы выражения логико-смысловых отношений в научном тексте
1. Порядок слов в русском языке. Актуальное членение предложения.
2. Способы обозначения времени в научном тексте.
3. Способы обозначения цели действия и назначения объекта в научном тексте.
4. Обозначение необходимости, невозможности и возможности в научном тексте.
5. Обозначение причинно-следственной связи.
6. Способы выражения условия в научном тексте.
7. Уступительные отношения в научном тексте.
8. Выражение сопоставительных и противопоставительных отношений.
9. Предложения с изъяснительными придаточными в научном тексте.

Длительность курса, количественные характеристики, форма аттестации

Продолжительность курса – 18 недель.
Трудоемкость освоения курса – 72 часа.
Трудоемкость курса – 2 кредита.
Форма контроля – зачет.

Автор курса

Казакова Ольга Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент ОРЯ ШОН ТПУ

Copyright © 2024.

Томский политехнический университет. Все права защищены
Tomsk Polytechnic University, All rights reserved.